психолог Виктория Ардзинба Запись только через WhatsApp или Telegram по номеру +7 917 535-81-39

Мои статьи

Эустресс

«Время стрессов и страстей мчится всё быстрей.»
Н. Добронравов

Эти строчки из песни, которую в своё время пела София Ротару, прекрасно характеризует течение нашей жизни.

В последнее время экономический кризис заставляет многих чувствовать неуверенность и тревогу перед будущим, ипытывать напряжение, страх и даже панику. Всё это приводит к стрессу, ведь именно неуверенность в завтрашнем дне и неудовлетворенность жизнью являются главным источником стресса.

Что же такое стресс? Это ответная реакция организма на напряжение и давление. В кровь выбрасывается большое количество гормонов стресса (адреналина и норадреналина), активизируются все системы организма, чтобы справиться с опасностью или избежать ее. Получается, что стресс подготавливает организм к изменившейся ситуации, создает возможность лучше к ней приспособиться. Но стрессорные воздействия могут быть разными. Если они умеренной силы и длительности, то даже полезны и необходимы для организма. Такой благоприятный стресс принято называть эустрессом. Не важно, свезан он с позитивными или негативными моментами жизни. Например, победа на соревнованиях, возвращение близкого человека с войны, рождение ребёнка – или, увольнение с работы, конфликт на работе, расставание с любимым, такие события могут сделать человека сильнее, мобилизовав его внутренние резервы. Эустресс оказывает на человека положительное влияние, улучшает внимание, скорость реакций, повышая адаптационные возможности организма. Например, студент испытывающий эустресс в период экзаменационной сессии может выучить большое колличество учебного материала в предельно короткие сроки. Спортсмен, проигрывающей команды, в состоянии эустресса способен привести команду к победе. Известны случаи, когда во время пожара человек спокойно выносил неподъёмный сейф, чтобы спасти содержимое. Или тяжело передвигающаяся старушка вдруг лихо запрыгивала на капот несущегося на неё автомобиля.

Конечно, эустресс мобилизует деятельность человека, но частый или длительный эустресс способен истощить внутренние ресурсы организма, подорвать здоровье, привести к развитию различного рода заболеваний и даже к смерти. Тогда эустресс перерастает в негативный стресс - дистресс. Это прекрасно описано у А. С. Пушкина в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», где царица слишком долго ждала мужа, сидя у окна и когда он наконец вернулся: «на него она взглянула, тяжелёшенько вздохнула, восхищенья не снесла и к обедне умерла».

На физическом уровне стресс проявляется, как напряжение или слабость в мышцах, дрожь в теле, частое сердцебиение, учащенное дыхание. При эустрессе кожа краснеет, появляется чувство тепла или жара, ощущение прилива сил и предельной концентрации. При дистрессе - побледнение кожи или появление на ней красно-белых пятен. Появляется озноб, выступает холодный пот, человек может впасть в «ступор».

Какой вид стресса возникнет у того или иного человека, зависит от множества факторов: физического и психического здоровья, особенностей нервной системы, наличия или отсутствия социальной поддержки в ситуации стресса. Естественно, что физически здоровые, эмоционально стабильные люди с низкой тревожностью и адекватной самооценкой более стрессоустойчивы. Но повысить устойчивость к физическим проявлениям стресса может каждый - бег трусцой или частые прогулки на свежем воздухе, плавание, контрастный душ, ну и, конечно, позитивное отношение к жизни.

Зачем Цокотухе деньги

«Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар…»
К. Чуковский

Это незатейливое, на первый взгляд, стихотворение Корнея Чуковского может помочь нам разобраться в психологических аспектах взаимодействия с деньгами. Сложно найти человека, равнодушного к деньгам и полностью удовлетворенного их количеством. Достаточно вспомнить массу метафор, пословиц и поговорок, связанных с ними: «Денег вволю, а еще б поболе», «Золотой молоток и железные ворота открывает», «С ветру пришло, на ветер и ушло. Трудовая денежка всегда крепка».

Хотя, относятся к деньгам люди по разному – это зависит от пола, возраста, темперамента, а также от способа их приобретения. Например, Г. Х. Андерсен в сказке «Серебряная монетка» описывал это так: «Ребенок сжимал ее в теплом кулачке, скряга держал своими липкими, холодными пальцами; люди пожилые подолгу вертели и переворачивали ее, а молодежь выпускала из рук, не задумываясь».

Немногочисленные исследования в данной области показали, что женщины рассматривают деньги как средство платежа, тогда как у мужчин деньги являются инструментом для решения более глобальных задач:

«Мистер Твистер,
Бывший министр,Мистер Твистер,
Делец и банкир,
Владелец заводов,
Газет, пароходов…»
(С.Я.Маршак « Мистер Твистер»)

Деньги так же являются показателем определенного статуса у мужчин. Поэтому они придают им повышенную ценность. Женщины, используя деньги как «то, на что я могу купить…», склонны переживать по поводу их отсутствия и завидовать тем, у кого их больше. Один из метафорических примеров – сварливая Старуха из сказки «О рыбаке и рыбке»:

«Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».

Планирование бюджета и соотношение мотивов потребления и накопления зависит от возраста. Детям свойственно думать только о дне сегодняшнем и поэтому траты денег для них – это средство удовлетворения сиюминутных желаний и потребностей. Вспомним сказку «Цветик-семицветик», где разноцветные лепестки, являясь эквивалентом денег, тратятся на мороженое, пирожное, игрушки и прочую ерунду с точки зрения взрослого человека:

«Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои!»

С возрастом люди чаще начинают задумываться о завтрашнем дне, о возможных болезнях, о том, что они могут оставить после себя. В сказке Андерсена «Свинка – копилка» героиня «…размышляла о далеком будущем, о завещании и о похоронах – и о том, когда это может случиться. Но ведь смерть всегда приходит нежданно-негаданно.»

По всей видимости, Муха – Цокотуха еще не вступила в тот возрастной период, когда принято откладывать «на черный день» и задумываться о надвигающейся старости и готова потратить найденую «денежку» на вечеринку с друзьями:

«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»

Существующие исследования в области влияния личностных особенностей на материальное благосостояние показали, что экстраверты (личности, обращенные больше на окружающий мир) относятся к деньгам более беззаботно, свободно их тратя, в отличии от интровертов (личности, фиксированные на явлениях собственного внутреннего мира). А низкая самооценка личности может быть причиной как слишком ограниченного отношения к деньгам (вспоминаются пушкинские строки про Кащея, который «над златом чахнет»), так и чрезмерного транжирства, пример которого можно увидеть в сказке Андерсена «Огниво». Внезапно разбогатевший Солдат, проматывает свое состояние на пирушках с друзьями.

Важен также и вопрос происхождения конкретной суммы. Неожиданный доход расходуется значительно легче, чем деньги, заработанные тяжелым трудом. Например, в сказке «Али-баба и сорок разбойников» Али-баба, найдя клад в пещере, с легкостью раздает эти деньги беднякам на базаре. Неодинаково мы тратим мелкие и крупные купюры. Крупные деньги чаще ассоциируются с накоплением, а мелкие с потреблением. Иногда из-за нежелания менять крупную купюру, человек может отказаться от покупки нужной вещи и напротив, на мелкие деньги накупить гораздо больше, чем планировалось.

Становится понятно, почему молодая экстравертированная Муха, получив неожиданный доход – «денежку» (явно мелкую монету), с легкостью тратит ее на приобретение самовара. Нуждаясь в общении, Муха по-женски интуитивно верно использует внезапно появившуюся у нее «денежку» и… получает вознаграждение – жениха, смелого рыцаря, спасшего ее от смерти. Апофеоз – долгожданная свадьба!

«Веселится народ –
Муха замуж идет
За лихого, удалого,
Молодого Комара!»

Как настроить ребёнка на учёбу?

Как настроить ребёнка на учёбу? Этот вопрос актуален всегда – начиная с первого класса и заканчивая выпускными экзаменами. Ответ одновременно прост и сложен – ребёнку должно быть интересно учиться! На первом этапе младшего школьника легко замотивировать новыми впечатлениями школьной жизни, «серьёзными» занятиями, изменением статуса – вчерашний дошкольник становится учеником. В этот период на появление у ребёнка желания учиться влияет отношение взрослых. Что касается самого процесса обучения, то в начальной школе оно должно опираться на творчество, образное мышление, ощущения и положительные эмоции. Это связано с тем, что к моменту поступления в школу у детей больше развито именно творческое мышление, тогда как абстрактно-логическое развивается только к 8 – 9 годам.

На этапе перехода из начальной школы в среднюю у учеников может понизиться успеваемость. Это происходит потому, что появляются новые учителя, предъявляющие в свою очередь новые требования. В этот период задача взрослых помочь детям приспособиться к новым условиям. Девочки быстрее пытаются адаптироваться в новой обстановке. Они более чувствительны к внешнему соблюдению порядка. В их обучении можно опираться на стремление к прилежанию, сотрудничеству. Девочки лучше выполняют типовые, стандартные задачи, они хорошо воспринимают обьяснения, подкреплённые иллюстрациями, схемами и таблицами, их восприятие более детализировано, мышление более конкретно. Поэтому девочкам легче справляться с алгеброй – счёт, манипуляция с цифрами и формулами, тогда как мальчикам – с геометрией – опора на пространственное мышление. Мальчики могут найти, например, нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях. Они ориентированы на поиск новых путей решения проблем. Им сложно обучаться в системе готовых академических знаний и необходимо «погружение» в систему экспериментальных исследований, споров и соперничества. Закреплять полученные знания мальчикам лучше, участвуя в тематических походах или посещая различные выставки.

Немаловажно так же знать какое мышление доминирует у ребёнка – творческое или абстрактно-логическое. Таким образом можно определить и методы его успешного обучения. Школьники с развитым творческим мышлением, так называемые «гуманитарии», воспринимают мир целостно, через эмоции и чувства. Перерабатывают информацию они достаточно быстро, основываясь на зрительную, непроизвольную память. Поэтому их обучение должно опираться на образные представления, дидукцию. Таким ученикам необходимо давать творческие задания, просить выявить сходства предметов или явлений. Школьники, с доминирующим абстрактно-логическим, рациональным мышлением воспринимают информацию дискретно, последовательно и скорость её переработки более медленная. Их обучение должно опираться на анализ, выявление различий, поиск ошибок. Делать акцент необходимо на логических заданиях.

Ещё одна особенность обучения – это необходимость учитывать способы восприятия окружающего мира. Получая информацию через разные каналы восприятия, в виде образов, звуков и других ощущений (обоняние, осязание, вкус), нас можно по доминирующему способу получения информации разделить на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Для успешного обучения ребёнку – визуалу необходимо преподносить материал, делая акцент на красочной образной форме, а не на словесных конструкциях. Таких учеников не отвлекает шум. Часто внешний ритм (например, ритмичная негромкая музыка) даже помогает усвоению материала. Школьники – аудиалы обучаются слушая, их отвлекают посторонние шумы. Занимаясь с ними важно использовать лекционный материал, дискусси, проговаривание полученной информации. Они чутко реагируют на интонации голоса. Кинестетикам необходимы движения, поэтому при выполнении уроков таким детям можно разрешать перебирать или разминать что-либо в руках, массировать пальцы, они обучаются посредством мышечной памяти. Ребёнок – кинестетик хорошо усваивает материал на практике (лабораторные работы, опыты, сбор различных материалов для урока). Замечания детям лучше делать исходя из их ведущего канала восприятия: визуалу, например, можно покачать головой, погрозить пальцем или выразительно посмотреть на него; аудиалу – выссказать замечание строгим, но спокойным тоном; кинестетику – прикоснуться к руке или плечу. При этом необходимо понимать, что для всестороннего развития ребёнка необходимо в процессе обучения опираться не только на ведущий канал восприятия, но и постепенно развивать другие сенсорные каналы, открывая перед ним новые возможности.